«Реализация вариативных образовательных практик по формированию предпосылок
функциональной грамотности у детей 3-7 лет»
Наше образовательное учреждение подало заявку на включение в сетевой инновационный образовательный проект Издательства «Просвещение-Союз»
Название инновационного образовательного проекта (далее – Проект): «Реализация вариативных образовательных практик по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей 3-7 лет».
Программа, в рамках которой осуществляется инновационная деятельность: всероссийский инновационный образовательный проект
Направление деятельности инновационной площадки в рамках Проекта: изучение и накопление передового педагогического опыта работы по формированию предпосылок функциональной грамотности личности на этапе дошкольного детства, как основы успешного обучения в школе.
Научный руководитель проекта: Тимофеева Лилия Львовна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы; член авторского коллектива программы «Мир открытий», автор программ «Ребенок и окружающий мир» и «Формирование культуры безопасности», обладатель медали «За педагогическое мастерство», федеральный эксперт общественной организации «Национальная родительская ассоциация», эксперт Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России»
Ответственные координаторы проекта:
Скоролупова Оксана Алексеевна, ведущий методист компании «Просвещение–СОЮЗ», вице-президент ИМОС по дошкольному образованию, вице-президент Ассоциации Фрёбель-педагогов, федеральный эксперт, член рабочей группы Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, автор пособий по развитию детей дошкольного возраста, почетный работник общего образования РФ.
Горбунова Татьяна Александровна, педагог-психолог, ведущий методист по дошкольному образованию ООО «Просвещение–Союз»
Актуальность и новизна проблемы.
Актуальность Проекта определяется его направленностью на реализацию цели, поставленной в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 474, – обеспечить вхождение России в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Качество образования на международном уровне определяется результатами исследований PIRLS (читательская грамотность), TIMMS (математика и естествознание), ICILS (цифровая грамотность), PISA (функциональная грамотность). Новизна проблемы заключается в том, что механизмы развития предпосылок функциональной грамотности в дошкольном детстве в настоящее время находятся в процессе формирования и теоретического осмысления, представлены разрозненным педагогическим опытом.
Цель Проекта: Объединение усилий ученых и педагогов-практиков системы дошкольного образования Российской Федерации для овладения детьми 3-7лет предпосылками функциональной грамотности (математическая, естественнонаучная и читательская (речевая) составляющая), как основы успешного обучения в школе.
Задачи Проекта:
- Создать в системе дошкольного образования условия для овладения детьми способами познания окружающего мира посредством развития предпосылок социальной, коммуникативной и информационной, а также естественнонаучной, математической и читательской грамотности.
- Совершенствовать профессиональные компетенции педагогов в направлении организации образовательного процесса, по формированию у дошкольников предпосылок функциональной грамотности.
- Создать систему психолого-педагогической поддержки семьи, а также роста активности родителей в вопросах эффективного развития детей дошкольного возраста.
Концепция исследования.
Развитие предпосылок функциональной грамотности включает в себя развитие у ребёнка качеств, являющихся базой для способности функционировать в современном обществе с «широким диапазоном решения жизненных задач» и ориентирует педагогов на создание таких условий для развития дошкольников, которые позволят детям с одной стороны применять усвоенные знания в реальной жизни, а с другой формировать субъектный опыт взаимодействия с окружающим миром и людьми.
Системное решение для развития предпосылок функциональной грамотности включает следующие компоненты:
Модернизация содержания дошкольного образования, направленная на развитие предпосылок функциональной грамотности у детей 3-7 лет, а также на решение задач примерной рабочей программы воспитания (анализ и отбор пособий, поставка их в ДОО, авторские семинары и экспертные встречи, создание системы тематического планирования (электронный ресурс), позволяющего развитие предпосылок функциональной грамотности «вписать» в сложившуюся систему работы детского сада).
Повышение квалификации педагогов с акцентом на развитие педагогических компетенций, необходимых для комплексного решения воспитательных, обучающих и развивающих задач, направленных на овладение детьми предпосылками функциональной грамотности.
Внедрение в педагогическую практику эффективных педагогических технологий, направленных на развитие у дошкольников предпосылок коммуникативной, математической, естественнонаучной и читательской (речевой), коммуникативной и социальной грамотности и достижение целевых ориентиров ФГОС ДО.
Организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей необходимые условия для достижения цели проекта:
- экспертные рекомендации и содействие в обеспечении направлений проекта программно-методическими пособиями;
- экспертный аудит условий образовательной среды на соответствие современным требованиям ФГОС ДОО и целям проекта.
Обмен педагогическим опытом педагогов на всероссийском уровне через систему вебинаров «Просвещение – СОЮЗ» и публикаций на сайтах издательства.
Этапы реализации проекта
Проект имеет 2 цикла реализации:
- Апробация в пилотных регионах, муниципалитетах и дошкольных образовательных организациях – 2022 год.
- Масштабирование проекта в субъектах Российской Федерации – с 2023 года.
Имеющийся задел.
- Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-proekt-ministerstva-prosvescheniya-monitoring-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-osnovnye-napravleniya-i (дата обращения: 08.03.2022).
- Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник; Вентана-Граф, 2018. 288 с.
- Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 34-57.
- Педагогическое образование: вызовы XXI века : Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого — педагога, академика В.А. Сластенина, Москва, 24–25 сентября 2020 года. – Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2020. – 522 с. – ISBN 978-5-94755-431-1.
- Видео. О развитии предпосылок функциональной грамотности в дошкольном возрасте. Скоролупова О.А. https://www.youtube.com/watch?v=qJJH6SPqWZ4
- Читательская грамотность в дошкольном детстве https://events.webinar.ru/39793577/10607473
Состав участников Проекта
От организаторов:
Тимофеева Л.Л, канд. пед. наук, научный руководитель Проекта
Скоролупова О.А., ведущий методист «Просвещение – СОЮЗ» (OSkorolupova@prosv.ru)
Горбунова Т.А., ведущий методист «Просвещение – СОЮЗ» (TGorbunova@prosv.ru)
Савельева Т.В., руководитель отдела внедрения развивающего обучения «Просвещение — СОЮЗ (TSaveleva@prosv.ru)
От дошкольной образовательной организации
1. Ивлева Л.В., заведующий, научный руководитель проекта
2. Кострица О.В., заместитель заведующего по образовательной работе
3. Ахундова Т.В., старший воспитатель
4. Розова Е.В., старший воспитатель
5. Охапкина Е.В., педагог-организатор
6. Ковалевская Л.В., педагог-психолог
7. Якоб К.Н., музыкальный руководитель
8. Барабанова Е.А., музыкальный руководитель
9. Литвинова Е.В., инструктор по физической культуре
10. Гудеева К.В., инструктор по физической культуре
11. Бутылина Л.В., воспитатель
12. Дроздова А.Н., воспитатель
13. Жигалина А.В., воспитатель
14. Степанова В.А., воспитатель
15. Потапова Н.А., воспитатель
16. Карнаухова А.М., воспитатель
17. Кириллова Т.Л., воспитатель
18. Старовойтова И.Г., воспитатель
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база образовательных организаций – участников Проекта.
Мониторинг процесса реализации Проекта
Система отслеживания хода инновационного проекта
Представление и обсуждение промежуточных результатов инновационного педагогического опыта в федеральных СМИ, научно-методических изданиях, на площадках всероссийских научно-практических мероприятий
Научная значимость
Обоснование значимости пропедевтического этапа дошкольного возраста для формирования функционально грамотной личности и глобальных компетенций в структуре функциональной грамотности.
Практическая значимость.
Создание методических рекомендаций по организации условий для развития предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
Предложения по внедрению результатов в массовую практику
Синтез и диссеминация инновационного педагогического опыта в федеральных СМИ, научно-методических изданиях, на площадках всероссийских научно-практических мероприятий.