«Реализация вариативных образовательных практик по формированию предпосылок
функциональной грамотности у детей 3-7 лет»
Наше образовательное учреждение подало заявку на включение в сетевой инновационный образовательный проект Издательства «Просвещение-Союз»
Название инновационного образовательного проекта (далее – Проект): «Реализация вариативных образовательных практик по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей 3-7 лет».
Программа, в рамках которой осуществляется инновационная деятельность: всероссийский инновационный образовательный проект
Направление деятельности инновационной площадки в рамках Проекта: изучение и накопление передового педагогического опыта работы по формированию предпосылок функциональной грамотности личности на этапе дошкольного детства, как основы успешного обучения в школе.
-
Читательская грамотность
-
Математическая грамотность
-
Естественно-научная грамотность
Научный руководитель проекта: Тимофеева Лилия Львовна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы; член авторского коллектива программы «Мир открытий», автор программ «Ребенок и окружающий мир» и «Формирование культуры безопасности», обладатель медали «За педагогическое мастерство», федеральный эксперт общественной организации «Национальная родительская ассоциация», эксперт Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России»
Ответственные координаторы проекта:
Скоролупова Оксана Алексеевна, ведущий методист компании «Просвещение–СОЮЗ», вице-президент ИМОС по дошкольному образованию, вице-президент Ассоциации Фрёбель-педагогов, федеральный эксперт, член рабочей группы Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, автор пособий по развитию детей дошкольного возраста, почетный работник общего образования РФ.
Горбунова Татьяна Александровна, педагог-психолог, ведущий методист по дошкольному образованию ООО «Просвещение–Союз»
Актуальность и новизна проблемы.
Актуальность Проекта определяется его направленностью на реализацию цели, поставленной в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 474, – обеспечить вхождение России в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Качество образования на международном уровне определяется результатами исследований PIRLS (читательская грамотность), TIMMS (математика и естествознание), ICILS (цифровая грамотность), PISA (функциональная грамотность). Новизна проблемы заключается в том, что механизмы развития предпосылок функциональной грамотности в дошкольном детстве в настоящее время находятся в процессе формирования и теоретического осмысления, представлены разрозненным педагогическим опытом.
Цель Проекта: Объединение усилий ученых и педагогов-практиков системы дошкольного образования Российской Федерации для овладения детьми 3-7лет предпосылками функциональной грамотности (математическая, естественнонаучная и читательская (речевая) составляющая), как основы успешного обучения в школе.
Задачи Проекта:
- Создать в системе дошкольного образования условия для овладения детьми способами познания окружающего мира посредством развития предпосылок социальной, коммуникативной и информационной, а также естественнонаучной, математической и читательской грамотности.
- Совершенствовать профессиональные компетенции педагогов в направлении организации образовательного процесса, по формированию у дошкольников предпосылок функциональной грамотности.
- Создать систему психолого-педагогической поддержки семьи, а также роста активности родителей в вопросах эффективного развития детей дошкольного возраста.
Концепция исследования.
Развитие предпосылок функциональной грамотности включает в себя развитие у ребёнка качеств, являющихся базой для способности функционировать в современном обществе с «широким диапазоном решения жизненных задач» и ориентирует педагогов на создание таких условий для развития дошкольников, которые позволят детям с одной стороны применять усвоенные знания в реальной жизни, а с другой формировать субъектный опыт взаимодействия с окружающим миром и людьми.
Системное решение для развития предпосылок функциональной грамотности включает следующие компоненты:
Модернизация содержания дошкольного образования, направленная на развитие предпосылок функциональной грамотности у детей 3-7 лет, а также на решение задач примерной рабочей программы воспитания (анализ и отбор пособий, поставка их в ДОО, авторские семинары и экспертные встречи, создание системы тематического планирования (электронный ресурс), позволяющего развитие предпосылок функциональной грамотности «вписать» в сложившуюся систему работы детского сада).
Повышение квалификации педагогов с акцентом на развитие педагогических компетенций, необходимых для комплексного решения воспитательных, обучающих и развивающих задач, направленных на овладение детьми предпосылками функциональной грамотности.
Внедрение в педагогическую практику эффективных педагогических технологий, направленных на развитие у дошкольников предпосылок коммуникативной, математической, естественнонаучной и читательской (речевой), коммуникативной и социальной грамотности и достижение целевых ориентиров ФГОС ДО.
Организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей необходимые условия для достижения цели проекта:
- экспертные рекомендации и содействие в обеспечении направлений проекта программно-методическими пособиями;
- экспертный аудит условий образовательной среды на соответствие современным требованиям ФГОС ДОО и целям проекта.
Обмен педагогическим опытом педагогов на всероссийском уровне через систему вебинаров «Просвещение – СОЮЗ» и публикаций на сайтах издательства.
Этапы реализации проекта
Проект имеет 2 цикла реализации:
- Апробация в пилотных регионах, муниципалитетах и дошкольных образовательных организациях – 2022 год.
- Масштабирование проекта в субъектах Российской Федерации – с 2023 года.
Имеющийся задел.
- Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-proekt-ministerstva-prosvescheniya-monitoring-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-osnovnye-napravleniya-i (дата обращения: 08.03.2022).
- Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник; Вентана-Граф, 2018. 288 с.
- Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 34-57.
- Педагогическое образование: вызовы XXI века : Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого — педагога, академика В.А. Сластенина, Москва, 24–25 сентября 2020 года. – Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2020. – 522 с. – ISBN 978-5-94755-431-1.
- Видео. О развитии предпосылок функциональной грамотности в дошкольном возрасте. Скоролупова О.А. https://www.youtube.com/watch?v=qJJH6SPqWZ4
- Читательская грамотность в дошкольном детстве https://events.webinar.ru/39793577/10607473
Состав участников Проекта
От организаторов:
Тимофеева Л.Л, канд. пед. наук, научный руководитель Проекта
Скоролупова О.А., ведущий методист «Просвещение – СОЮЗ» (OSkorolupova@prosv.ru)
Горбунова Т.А., ведущий методист «Просвещение – СОЮЗ» (TGorbunova@prosv.ru)
Савельева Т.В., руководитель отдела внедрения развивающего обучения «Просвещение — СОЮЗ (TSaveleva@prosv.ru)
От дошкольной образовательной организации
- Ивлева Л.В., заведующий, научный руководитель проекта
- Кострица О.В., заместитель заведующего по образовательной работе
- Ахундова Т.В., старший воспитатель
- Розова Е.В., старший воспитатель
- Охапкина Е.В., педагог-организатор
- Ковалевская Л.В., педагог-психолог
- Якоб К.Н., музыкальный руководитель
- Литвинова Е.В., инструктор по физической культуре
- Гудеева К.В., инструктор по физической культуре
- Бутылина Л.В., воспитатель
- Дроздова А.Н., воспитатель
- Жигалина А.В., воспитатель
- Кириллова Т.Л., воспитатель
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база образовательных организаций – участников Проекта.
Мониторинг процесса реализации Проекта
Система отслеживания хода инновационного проекта
Представление и обсуждение промежуточных результатов инновационного педагогического опыта в федеральных СМИ, научно-методических изданиях, на площадках всероссийских научно-практических мероприятий
Научная значимость
Обоснование значимости пропедевтического этапа дошкольного возраста для формирования функционально грамотной личности и глобальных компетенций в структуре функциональной грамотности.
Практическая значимость.
Создание методических рекомендаций по организации условий для развития предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
Предложения по внедрению результатов в массовую практику
Синтез и диссеминация инновационного педагогического опыта в федеральных СМИ, научно-методических изданиях, на площадках всероссийских научно-практических мероприятий.